Что такое адгезия, шагрень и база? Путеводитель по малярному сленгу

Наверняка вам хотя бы раз приходилось сталкиваться с ситуацией, когда вы пришли в автосервис, а мастера начинают использовать термины, которые не всем понятны. Если вы когда-либо обращались за покраской автомобиля, то вы знаете, о чём речь. Неприятное чувство, не правда ли?

Но поверьте, специалисты не хотят вас запутать или оскорбить. Они просто привыкли к профессиональной лексике, которая прилипает к ним, как краска при хорошей адгезии. К тому же, краткие и ёмкие профессиональные термины позволяют сэкономить время, которое можно посвятить реальному ремонту вашей машины — будь то Porsche, KIA, Ferrari или любая другая марка.

Мы подготовили список основных терминов, чтобы вам было проще понимать автомаляров и быть в курсе, за что вы платите.

Адгезия

Если обратиться к физике, адгезия — это сцепление поверхностей разнородных материалов, будь то твёрдые или жидкие вещества. Применительно к покраске автомобиля, адгезия описывает способность слоёв краски схватываться друг с другом при нанесении. Чем выше показатель адгезии, тем лучше краска держится на поверхности. Если же он низкий, ЛКП (лакокрасочное покрытие) может отслаиваться — причём как отдельные слои, так и всё покрытие целиком, до самого металла.

Наиболее частые причины плохой адгезии:

• Недостаточно хорошо очищенная или обезжиренная поверхность

• Плохая шлифовка поверхности

• Несовместимость используемого лакокрасочного материала с основным покрытием авто

• Применение дешёвых или неоригинальных растворителей

• Чрезмерно толстый слой краски

• Плохо подготовленная или пересушенная база

• Некачественно зашлифованный или плохо просушенный грунт

• Нарушение температурного режима при нанесении краски

Понимая причины возникновения таких дефектов, вы сможете задать правильные вопросы и выбрать сервис, где покрасят вашу машину качественно.

Грунт

Грунт — это плотный промежуточный слой между кузовом автомобиля и финальным покрытием (базой и лаком). Он обеспечивает надёжную защиту от коррозии и высокую адгезию, предотвращая отслоение краски. Существуют разные типы грунта: от антикоррозийного покрытия до грунтов по пластику для бамперов и панелей. Выбор цвета грунта также имеет значение, так как правильный оттенок позволит базе лучше перекрывать грунт и сделает сколы менее заметными.

База и лак

База — это слой краски, который определяет цвет автомобиля. Количество слоёв зависит от технологии покраски: например, металлики наносятся в 2-3 слоя с обязательной просушкой каждого. Затем наносится лак, который придаёт блеск и выполняет защитную функцию. Чем больше слоёв лака, тем лучше визуальный эффект. Рекомендуемая толщина лакового слоя для серийных автомобилей составляет около 60 микрон, а для эксклюзивных авто — до 300 микрон и более.

Покраска переходом

Этот метод используется для частичной покраски деталей с целью добиться максимально близкого тона между старым и новым покрытием. Это позволяет сэкономить время и деньги на ремонт и часто применяется при восстановительных работах. Существует два способа покраски переходом:

1. Переходом наносится только базовая краска, после чего деталь покрывается лаком целиком.

2. Переход наносится как на базу, так и на лак — обычно этот метод применяется при мелких повреждениях по краю детали.

Попадание в цвет

Одной из задач при частичной покраске является точное совпадение нового слоя с оригинальным оттенком кузова. Это называется «попаданием в цвет». Стопроцентного совпадения добиться сложно, поскольку старый слой со временем меняет оттенок под воздействием факторов окружающей среды. Чтобы максимально приблизиться к оригиналу, колористы подбирают краску по заводскому коду и делают тестовые выкраски.

Облив

Облив — это бюджетный способ полной покраски автомобиля без полного разбора кузова. Снимаются только те элементы, которые можно демонтировать с минимальными усилиями. Недостаток этого метода в том, что на местах стыков могут быть видны переходы между новой и старой краской, что делает итоговый результат менее аккуратным.

Покраска подкапотного пространства

Процесс покраски подкапотного пространства включает не только малярные работы, но и слесарно-арматурные. Чтобы качественно обновить ЛКП, необходимо демонтировать двигатель, шланги, фильтры и провода. Если полный демонтаж невозможен, элементы упаковываются. Это усложняет и удорожает процесс.

Методы нанесения красок

Существуют два метода: сухой и мокрый. Они определяются поставленной задачей и типом краски. Сухое напыление деликатнее, а мокрое — интенсивнее, что позволяет добиться разного визуального эффекта, особенно при использовании металликов. Специалист по колористике подбирает оптимальный метод, а маляр отвечает за точность нанесения.

Шагрень

Шагрень — это мелкие неровности на лаковой поверхности, также известные как «апельсиновая корка». Она возникает из-за нарушения технологии нанесения. Хотя шагрень не влияет на прочность покрытия, она портит внешний вид. Её можно убрать шлифовкой и полировкой, но если дефект слишком выражен, придётся перекрашивать.

Виды красок

• Металлик — содержит алюминиевую пудру, создающую мерцающий эффект.

• Ксералик (или Ксираллик) — с перламутровыми вкраплениями для гладкости и яркости.

• Перламутр — с микропластинками слюды, которые создают радужные переливы. По перламутрам мы рекомендуем к прочтению отдельную нашу статью.

• Хамелеон — краска, меняющая цвет в зависимости от угла освещения.

Заключение

В этой статье мы разобрали основные термины, которые помогут вам лучше понять процесс покраски автомобиля. Надеемся, эта информация пригодится вам, и при следующем обращении в автосервис вы сможете говорить с мастерами на одном языке.

P.S. И пользуясь случаем, напоминаем, что если вам требуется кузовной ремонт вашего автомобиля (примеры наших работ можно найти в видео разделе), милости просим на консультацию в Telegram: @kuzovport